Заказ билетов
+7 495 925-50-50

Пресса

Главная / О театре / Пресса / Большие маневры

Большие маневры

Идея мюзикла по мотивам знаменитого французского фильма «Фанфан-Тюльпан» - порыв благой и очень ценный. Странно, что это не случилось раньше. Ведь жанровый тонус авантюрной истории про бесшабашного новобранца, влюбившегося по уши посреди войны в своенравную цыганку, близок природе остро жанрового музыкального театра. В сюжете этом есть романтика и комедийный кураж. Действие можно насытить пряными или лирическими мелодиями, а еще окунуться в красивую эпоху Людовика ХV и маркизы де Помпадур, поиграв на ироническом к ней отношении.

Спектакль, поставленный в «Московской оперетте» режиссером Александром Горбанем, полон иронии и романтики, авантюрного драйва и томной лирики. В нем учтены и старательно использованы многие возможности мюзикла «большого стиля». Хотя, очевидно для интриги, жанр зрелища обозначен нарочито странно и больше похож на опечатку. Что такое «опереттомюзикл», понять нелегко.

Но по тому, как развивается музыкальная драматургия и выстроены конфликтные линии действия, можно догадаться, что перед нами авантюрная лирико-романтическая комедия.

Композитор Андрей Семенов сочинил сложную по смысловым ходам музыкальную ткань, следуя не только сюжетной динамике, но и романтической интонации, которая сюжет пронизывает.

Здесь много чувственной энергии, страстных любовных дуэтов и томной «цыганщины». Да и сам он, встав за дирижерский пульт, своим природным артистизмом прибавляет действию куража.

В незабываемом фильме с Жераром Филиппом и Джиной Лоллобриджидой чувственное начало тоже заметно преобладало. Взаимное укрощение двух строптивых сердец происходило там под палящим солнцем, среди ликующей природы.

Сценическая среда спектакля, разумеется, более эмблематична.

Художники Виктор и Федор Архиповы соорудили подвижные пандусы, легко смыкающиеся в подобие моста, но пространство можно быстро освободить для массовых сцен или балетных номеров, чем режиссер Александр Горбань и балетмейстер Валерий Архипов умело пользуются.

Народ присутствует на подмостках не только ради исторической достоверности. Он активно участвует в сюжете, а в эпизодах сражений его даже становится заметно больше, когда под барабанную дробь, ведомые бодрыми офицерами на сцену выкатываются стройные ряды манекенов. Толчея и суматоха драматично, хотя и без ложного пафоса, обостряют антивоенный смысл происходящего. А танцевальные эпизоды естественно и подробно развивают лирико-романтические мотивы сюжета, которые все-таки остаются на первом плане.

История страстной любви Фанфана и цыганки Аделины, шутки ради нагадавшей бравому солдату женитьбу на дочери короля, рассказана театром азартно и полнокровно.

Постановка, вошедшая в афишу фестиваля «Черешневый лес», вовсе не стала невнятной разовой акцией, как это порой случается на других форумах. Напротив, спектакль наверняка сделан надолго и всерьез. В нем очевиден интерес театра к новым жанровым поискам, а кроме того, здесь задействованы многие мастера труппы и новое поколение молодежи, сумевшее внести в спектакль свежие чувства и интонации.

Что касается мастеров, то они, как всегда, во всеоружии.

Самовлюбленного «по обязанности» и в меру сладострастного короля Людовика ХV, искренне озабоченного своей исторической значимостью, остроумно играет Юрий Веденеев, все чаще и все охотнее демонстрирующий незаурядный комедийный дар.

Его антагониста, а по сути, столь же безответственного вершителя истории прусского маршала Бранденбургского, Александр Маркелов играет язвительно и сатирично, делая шумного и трусоватого вояку подозрительно похожим на Гитлера.

Маркиза де Помпадур у Елены Ионовой получилась изящной и кокетливой дамочкой, умеющей рисковать и внимательной к тем, кто способен оценить ее неоспоримые достоинства. Роль тоже острохарактерная, но пронизанная легкими лирическими оттенками.

Сержанта Фьерабра Вячеслав Иванов представляет типичным чудаком с инициативой, которому энергию девать некуда.

От имени народа в спектакле выступают не только мельник и кузнец с их дочерьми, но, в том числе, и колоритный Атаман разбойников, которого Александр Голубев представил обаятельным циником и саркастичным знатоком всех законов и понятий, которыми движется жизнь.

Молодежь в спектакле подобралась смелая, азартная и увлеченная.

На первых показах основных героев сыграли студенты Института им. Б.В.Щукина. Знаменитый институт последовательно практикует смелый жанровый поиск. Один из недавних примеров - дипломный спектакль по оперетте И.Дунаевского «Белая акация», вошедший в афишу Театра им. Евг. Вахтангова.

Ученики замечательной школы, всегда готовые к экспериментам, бесстрашно внедрились в престижный проект, привнеся сюда свое представление о жанре мюзикла и спектре чувств, какие можно в нем раскрыть.

Эльдар Трамов безоглядно страстен в роли Фанфана. Его реакции романтичны и искренни. Молодой артист демонстрирует жанровую чуткость, он психологически пластичен, не боится драматичных красок и интонаций. Это придает характеру героя глубину, объем и сложность.

Христина Полуянова в роли Аделины пряными, чувственными и острыми полутонами напомнила своенравных героинь незабвенной Лилии Амарфий. Тот же знойный облик, та же свобода владения сценой, схожий темперамент и стремление явить характер в его цельности, сыграть, что называется, одним куском.

Другое умение, воспитанное вахтанговской школой, а именно способность «играть ролью», всю внутреннюю жизнь образа взять под контроль иронии, увлеченно и убедительно демонстрирует Александр Бабик в роли наглого капитана Де Ля Улетта. Похожий на маленького Нерона, он тоже кажется себе неотразимым. И от него тоже одни неприятности.

Жертвой несправедливости вместе с Фанфаном чуть было не становится второй лирический герой сюжета, влюбленный в подругу Аделины Марселлу солдат Жак Латен, обаятельный и трогательный в исполнении молодого артиста Владислава Кирюхина. После всех мытарств и ему тоже улыбнется удача.

В финале король Людовик сделает красивый жест, удочерит Аделину, чем, сам того не ведая, подтвердит, к ее изумлению, проницательность юной гадалки.

Счастливый финал завершает красивую историю в полном соответствии с законами жанра, а с этим никто из героев спектакля, не говоря уже о зрителях, не собирается спорить.

Александр Иняхин

«Страстной бульвар, 10», выпуск №9-149/2012 г.