Заказ билетов
+7 495 925-50-50

Пресса

Главная / О театре / Пресса / Геннадий Гладков: «Я вырос между джазом и русской народной музыкой»

Геннадий Гладков: «Я вырос между джазом и русской народной музыкой»

23 и 24 февраля в Театре оперетты состоится премьера мюзикла «Доходное место», музыку к которому написал один из самых уважаемых композиторов в современном российском театре и кинематографе - Геннадий Игоревич Гладков Гладков.  В преддверии премьеры мы  предлагаем вашему вниманию интервью с выдающимся композитором.

DSC_2594.jpg

Геннадий Игоревич, кому пришла идея создания мюзикла «Доходное место» именно для Театра оперетты?

Однажды мой ученик, композитор и дирижер Андрей Семенов, предложил поставить этот спектакль в Театре оперетты. У меня сначала были сомнения, все -таки непростая для жанра оперетты пьеса, острая и сатирическая, в ней не так много традиционного опереточного. Семёнов показал материал на художественной коллегии театра, его одобрили и началась работа. Раньше я часто бывал в вашем театре, здесь когда-то шел мой «Хоттабыч», потом в этом же здании Ивановский Театр оперетты привозил на гастроли «Желтого дьявола». Последний раз я приходил на спектакль с Татьяной Шмыгой. Очень жаль, что ушла звезда такой величины. Но, судя по отзывам в прессе, у Вас сейчас в театре много хороших вокалистов.  

У Вас шли произведения и в драматическом театре, и драматические артисты их исполняли, шли произведения в музыкальном театре, и именно музыканты, певцы, их исполняли. Есть особенность создания музыкального произведения для театра?

 

Конечно, когда создаешь произведение для музыкального театра, нужно использовать все вокальные возможности солистов. Если пишешь для драматического театра, нужно сочинять простую музыку, чтобы артисты смогли это осилить.

Это не первое ваше обращение к творчеству Островского. Было сложно работать с пьесой, написанной почти два века назад?

Островский сейчас настолько современен, он писал в период зарождения капитализма в России, мы сейчас снова решили по этой тропинке идти. Сначала мы были первые как социалисты, теперь последние как капиталисты, поэтому никак не можем попасть в свою стезю. В его драматургии очевидны параллели с сегодняшним днем. Вспомните недавнюю историю о том, как сенатора арестовали прямо в Совете Федерации.  Я читаю сейчас «Горячее сердце», там Хлынов безумствует: денег полно, но не знает, что делать. Поливает вместо воды шампанским дорожки в саду, чтоб не пылили. Мы сейчас повсеместно наблюдаем безумие богачей, гоняющих по Москве на дорогих машинах. Деньги дурят людям головы настолько, что люди теряют здравый смысл, честь, достоинство, и самое главное, душу.

Когда вы писали музыку для пьесы, созданной почти два века назад, ориентировались на стилистику композиторов-современников Островского?

Русские романсы и русская песенная культура звучали у меня в голове. Кто-нибудь услышит и цыганские мотивы, свойственные той российской жизни. Но специально я об этом не думал, когда работал. Старался придерживаться классической русской традиции. Все русские оперы были построены на материале русской народной музыки. Мой дед был знатоком русской песни, аккомпанировал знаменитой Лидии Руслановой. Он играл на саратовской гармошке, прошел с концертами всю войну. Отец играл на аккордеоне в известном тогда джазовом коллективе Александра Цфасмана. Я с детства знал, что такое джаз, сидел на репетициях, слушал.  Можно сказать, что я вырос между джазом и русской народной музыкой. Меня даже спрашивал в свое время композитор Левитин, после фильма «12 стульев», «откуда ты знаешь музыку НЭПа»? Я говорю, потому что в джазе Цфасмана играли такую музыку. Она с детства в душу мне вошла. Еще мама мне говорила, что «как джаз играет, ты спишь, как джаз заканчивается, ты начинаешь орать как сумасшедший».

Насколько важно сочетать сегодняшнюю стилистику и стилистику того времени?

В «Доходном месте», в сцене, когда герои ходят по торговым рядам, там есть современная ритмика. У нас в Москве каждый праздник в центре возникают торговые ряды, звучит громкая музыка, это стало приметой времени. Музыкальный ритм этой постановки, надеюсь, совпадает с ритмом сегодняшней жизни.

Вы работали с Юлием Кимом с самого начала, кому пришла идея построения мюзикла? Понятно, что драматургию придумал Островский, но как это на музыкальной сцене выразить?

Я полностью доверяю Юлию Киму, он здорово разбирается в драматургии, он же придумал гениальный финал мюзикла «12 стульев». Стул находится в том городе, где идет спектакль. Не в Доме железнодорожника, как в книге написано, а любом театре, где ставят мюзикл, там и находят стул.  И поэтому Воробьянинов бегает, хватает, «все, что в театре – мое». А стихи у Юлия Черсановича острые и очень простые. Кроме того, он бард, почти всегда неразлучен  с гитарой и не может написать так, чтобы было неудобно петь.

Вы относитесь к той плеяде композиторов, которые создают, говоря современным языком, хиты. В каждом произведении у вас есть популярные номера, которые исполняют и знают все. Возьмем «Доходное место», целое огромное сочинение для Театра оперетты. Важно ли для вас, кто из персонажей будет исполнять хит, или хит рождается сам собой?

Для меня хит самый главный  у Досужева, это персонаж, который имеет большое значение. Он адвокат, который прокручивает темные дела, от него исходят соблазны, поэтому я старался сделать его музыкальную тему максимально насыщенной.

У вас огромное количество произведений, а какое из них любимое?

«Обыкновенное чудо». Там есть волшебство, сказочность, всепоглощающая любовь, интересные и необычные персонажи. Мы же из него тоже создали мюзикл, который есть сейчас в архиве телевидения. Я сделал новую аранжировку для большого симфонического оркестра имени Ю. Светланова, и дирижер В. Юровский провел этот концерт.

А в «Доходном месте» что для вас главное?

Важно то, что скрыто у человека глубоко в сердце, в душе. Вот у Вышневского, которого принято считать самым отрицательным персонажем пьесы, есть свой романс. Становится понятно, что он может любить и, как влюбленный человек готов ради любимой женщины пойти даже на преступление.

Последний вопрос, какие у Вас пожелания к этому спектаклю?

Артисты споют прекрасно, я уверен. Наверное, нужно убрать некоторый опереточный шаблон, тогда все будет хорошо. Я всегда говорю, если вам нужен текст – идите в Малый театр. Там «Доходное место» могут играть как надо, у них Островский сидит перед театром. Но зато они петь не могут так, как в оперетте. А здесь решающее текст – его нужно научиться произносить максимально просто и естественно.

Беседовала Алла Туева.