Заказ билетов
+7 495 925-50-50

Пресса

Главная / О театре / Пресса / "Летучая мышь" Московского театра оперетты: ода любви

"Летучая мышь" Московского театра оперетты: ода любви

Каждое произведение искусства — всегда открытие, всегда единственное.
Г. Ансимов

Этот сезон в Московском театре оперетты — юбилейный для спектакля «Летучая мышь». Постановка эта особенна: и для зрителя, и для артистов, и для самого театра — пожалуй, и для всего жанра!

Это творение Иоганна Штрауса (сына) покорило весь мир — либретто нещадно переписывали: немецкая комедия-фарс «Тюремное заключение» превратилась во французский водевиль «Бал в сочельник»; в Австрии король вальсов стал аж третьими доверенными «руками» театра «Ан дер Вин», но именно здесь появилось знаковое имя и пьянящая музыка! К слову, на счету Штрауса это была четвертая (всего лишь!) оперетта, только одно издание увидело в ней «решительный шаг вперед». Важно другое: композитор отказался от сатиры и пародийности (а именно с них начинался жанр!) и создал развлекательный, полный танцев и веселья (близкий к опере-буфф) спектакль! Благодаря Штраусу, по выражению коллеги (Имре Кальмана, да!), оперетта стала «легкой, жизнерадостной, остроумной <…> музыкальной комедией».

В Московском театре оперетты «Летучку» ставили неоднократно: впервые — в мае 1933 года по пьесе Е. Геркена, в июне 1947 в основу легла пьеса Н. Эрдмана и М. Вольпина — и именно она выдерживает уже которую (1962, 1974, 2015) редакцию на сцене театра! Австрийский вариант показался либреттистам скучным из-за малого количества комических сцен — так родилась история с многочисленными шутками и яркими штрихами в портретах героев. Всеми любимая сцена вранья из первого акта стала практически эталонной — но впервые ее ввел именно Эрдман, он же «подшутил» над Фальком и передал разоблачение Розалинде, а партию князя Орловского и вовсе перепоручил мужчине. Что вышло? Общий колорит стал более лиричен, а все без исключения персонажи решены через добродушный юмор.

За карнавальным флёром и остроумным сюжетом скрыты размышления о тяготах семейной жизни волокиты. Но в лучших традициях оперетты есть подмена понятий: не лживость, но лукавство; не измена — но флирт, не месть, но… Героев отличают добрые намерения — они не хотят никого огорчать. Мужская солидарность — лучшая порука таким благородным побуждениям, а женская мудрость — шаг к укреплению счастья. Комедийная эксцентрика давно уже вышла за пределы зрительного зала и пополнила вокабуляр театралов: «ну, раз ты уже расстроена!», «всегда какого-то пустяка и не достает», «протанцевать на эту тему» и многое-многое другое, включая «тринадцать с дробью»!

За эти полвека дважды менялась балетная составляющая: премьеру выпускал Юлий Взоров, позднее к работе над уже действующим спектаклем подключился Олег Сурков, а в 2015 хореография была полностью переставлена заслуженным деятелем искусств России Борисом Барановским. Танец красной нитью проходит через все номера партитуры: вальс, полька, галоп, чардаш — действие есть синоним гармонии движения, то самое ощущение праздника и романтического подъема чувств. И сейчас мы видим образец традиционного, сложного танца с множеством поддержек, реквизита, перемен костюмов, но неизменно натянутые носки и искренние улыбки со сцены!

Спектакль достойно прошел через заботливое капитальное возобновление заслуженной артистки России Татьяны Константиновой в октябре 2015 года (на главные роли с сохранением канвы повествования были введены молодые солисты). Но все же до сих пор «Летучая мышь» неразрывно связана с именем народного артиста СССР Георгия Ансимова! Сам Ансимов говорил, что «искусство надо воспринимать <…> без оглядки на авторитеты, без заглядывания в исторические справочники <…>, <постановка> должна быть прочитана так, как читают ученые неизвестные письмена <…>», но все же хотелось бы отметить буквально пару моментов, которые делают эту оперетту знаковой и позволяют не сходить с подмостков и афиш уже на протяжении полувека.

Заповедь «любить артиста на сцене» Георгий Павлович пронес через всю жизнь, передавая ученикам. Именно любовь к людям на сцене и вне ее, к авторам, к персонажам, к партитуре, стали ключом Ансимова для входа в театральный мир. Даже нынешние мэтры и корифеи Московского театра оперетты в той или иной степени были учениками этого непревзойденного мастера и режиссера музыкального театра: народные артистки России Лилия Амарфий и Светлана Варгузова; народные артисты России Виталий Мишле, Александр Маркелов, Герард Васильев, Юрий Веденеев; заслуженные артистки России Елена Сошникова, Жанна Жердер, Светлана Криницкая; заслуженный артист России Вячеслав Шляхтов — и многие-многие другие впитали любовь Ансимова к деталям и анализу и пронесли их через годы — к тем, кто работает этот спектакль сейчас. Боевое «крещение» «Летучкой» прошли, наверное, все артисты театра на Большой Дмитровке, 6 — и буквально ощущается, как любим и дорог этот спектакль всем по обе стороны сцены.

Над постановкой 1974 работал народный художник СССР Валерий Левенталь: уже во время узнаваемой абсолютно всеми увертюры публика любуется изысканным задником сцены и затем — навесными полотнищами. А эти «воздушные» винтовые лестницы, практически мгновенные «перестановки» из гостиной Айзенштайна в залы Орловского и позднее в тюрьму? С высоты 2024 года только совсем новенький зритель наморщит нос, высказываясь о «морально устаревших» костюмах спектакля, но любой постоянный посетитель Московского театра оперетты знает и подтвердит, что весь визуал и антураж — бережно сохраненное народным художником России Владимиром Арефьевым наследие! К нынешнему аккуратному световому решению причастен Александр Сиваев.

«Летучая мышь» — это прекраснейший образец жанра в классической постановке, летящая музыка, искрометный юмор! Это тот редкий случай, когда спектакль интересен своими традиционностью и верностью классике оперетты — этой театральной допустимостью, когда никто никого не узнает в масках, где артисты с видимым наслаждением погружаются в стихию опереточно-аристократичной жизни и любовных недоразумений. К слову, здесь до сих пор работают только те артисты, которые своим голосом могут «перекрыть» оркестр (музыкальный руководитель постановки — Константин Хватынец, дирижер — Ариф Дадашев), ведь подзвучка здесь минимальна и решена только с помощью напольных микрофонов (да-да, поэтому Айзенштайны иногда вслух ворчат, кто, мол, так далеко поставил любимое кресло в гостиной). Если вы когда-либо слышали мнение, что оперетта — это сугубо хоровое искусство, то эта «Летучая мышь» с легкостью разобьет все стереотипы. Хоры (хормейстер Станислав Майский) лишь оттеняют все партии героев и характеров: соло, дуэты и терцеты — многие музыкальные номера стали вершиной вокального мастерства. Много ли вы знаете спектаклей, где траектории героев существуют вот уже 50 лет без явного перекраивания, не теряя актуальности? 

Сейчас спектакль имеет три равноценных состава — два из них работали в юбилейные показы (и еще один в рамках «Ночи искусств» был задействован в концертной версии Алексея Франдетти).

Днем 2 ноября Розалинду играла Екатерина Чудотворова (как круто она переходит от вокальных эпизодов к разговорным!), Адель — Екатерина Кузнецова (о, этот хитрый прищур и «потрясающая наглость»), Айзенштайна — Владислав Кирюхин (какие виртуозные мимика и интонирование, какие темперамент и вера в своего персонажа!), Альфреда — Дмитрий Никаноров (какая настойчивость в достижении цели!), Фалька — заслуженный артист России Петр Борисенко (какое виртуозное плутовство!), адвоката Блинда — Александр Каминский (какая комичность даже в серьезности!), директора тюрьмы — Василий Ремчуков (какая самоотверженность в заплетающихся ногах и в сражении с дверью!), князя Орловского — Иван Викулов («пью за юные наши года!»), Лесничего — Глеб Косихин (никто так не подволакивает ногу, как он!), дежурного в тюрьме — Дмитрий Лебедев (он разделил тост на два «по пятьдесят» — за свой юбилей и юбилей спектакля-ровесника), помощника дежурного — Валерий Гончаренко (какая услужливость и ведомость!), девушек на балу — Вита Пестова, Ольга Ратникова, Алина Френк (видели бы вы их стрельбу глазками!).

Вечером 2 ноября работали: Розалинда — народная артистка России Елена Зайцева (абсолютная стойкость героини и невероятно понятный даже для неподготовленного слушателя вокал), Адель — Ольга Белохвостова (изумительная звонкость и «некоторый» (совсем даже нет!) талант), Айзенштайн — Леонид Бахталин (его бархатистая тесситура убедит любую «мышку») , Альфред — Петр Борисенко (обворожительный поклонник с 25-летним стажем), Фальк — Давид Левин (столь молодая горячность!), адвокат Блинд — Владислав Сташинский (30 лет в этой роли!), директор тюрьмы — заслуженный артист России Вячеслав Иванов (и «самое сложное место в этой роли»), князь Орловский — Павел Иванов («да-да, да-да, да-да!»), Лесничий — Валерий Исляйкин (и столько боли в «но человеком-то я только вчера стал»), дежурный в тюрьме — Александр Каминский (он мог бы предложить тост за свою премьеру в этой роли, но «пил» в честь юбилея… тюрьмы!), помощник дежурного — Константин Ужва («заааависть!), девушки на балу — Полина Клинникова, Екатерина Кузнецова, Анастасия Пугина (по физиономии каждого из директоров тюрьмы всегда можно узнать его пассию того вечера!). 

Как видно из «программок» — даже исполнительнице сложнейшей партии не зазорно, но почетно перевоплощение в безымянную гостью, утренний выдумщик к вечеру может стать пылким поклонником, а адвокат — внести свою толику разнообразия в тюремное «закулисье».

«Летучая мышь» — тот удивительный и убедительный ответ на вопрос, который задают вслух многих нетеатралы: зачем смотреть один и тот же спектакль снова? «Летучку» можно смотреть бесконечное количество раз — и дело не только в безупречном вокале, выверенной временем музыке, прекрасной игре. Дело в том, что каждый спектакль — разный. От состава к составу меняется ракурс истории, от настроения солистов — их герои, даже «диагнозы» Гектора (который еще недавно был Эммой) зависят в том числе от эпидемической обстановки, а тосты в тюрьме — от календаря!

На спектакле к 90-летию Георгия Ансимова (03.06.2012) сам юбиляр произнес: «Представьте, какое счастье должно быть в моей душе, когда передо мной не один ученик, а целый «лес» учеников, талантов, личностей. Я сегодня счастлив вами».

На спектаклях 02.11.2024 были счастливы — всеми и все — оба зала рукоплескали стоя величию Штрауса, Эрдмана и Вольпина, Ансимова и труппе Московского театра оперетты, которая играючи из раза в раз, из года в год, из десятилетия в десятилетие отыгрывает физически и вокально сложный спектакль так, что из зала видны только всепоглощающие любовь и радость творчества. Браво!

Ольга Владимирская специально для MuseCube

https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/letuchaya-mysh-moskovskogo-teatra-operetty-oda-lyubvi/