Заказ билетов
+7 495 925-50-50

Пресса

Главная / О театре / Пресса / «О, Баядера!» – когда-то распевала вся Вена

«О, Баядера!» – когда-то распевала вся Вена

А в «Московской оперетте» ее премьера.

«Выходит, мои симфонии никому не нужны? – задумался как-то будущий гений оперетты. — Кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг — возьму и сочиню оперетту!» — решил Имре Кальман и засмеялся. Он много сочинял, но в основном романсы, инструментальные пьесы, симфонические произведения, но большого успеха они не имели. Зато Большую премию Будапешта получил его цикл песен. К тому же он учился и на юриста, а в детстве и вовсе хотел стать портным. И вдруг…

Докатиться до оперетты! Он весьма презирал этот развлекательный легкомысленный жанр. О том ли он мечтал, выступая с композиторским дебютом — симфонической поэмой «Сатурналии» в Будапештском оперном театре… И всё же по совету друга он решил спуститься с академических композиторских высот и попробовать себя в оперетте. Каково же было его удивление, когда первая же его оперетта «Осенние манёвры» была восторженно встречена публикой и поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне.

А после шедевров «Цыган-премьер», «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» на него обрушился шквал славы. Имя Кальмана стало почти нарицательным: теперь в театр шли только на Кальмана!

На следующий день после премьеры «Баядеры» в Венском театре «Ан дер Вин» 3 декабря 1921 года на улицах Вены уже вовсю распевали арию индийского принца Раджами «О, Баядера!» А историю любви примадонны парижской оперы Одетты Даримонд и Принца Раджами наперебой пересказывали друг другу.

Почему же почти век спустя эта история никого не оставляет равнодушным? Ответ прост: чарующая музыка короля оперетты заставляет поверить во всё то, что происходит на сцене и в душе ее героев. Аншлаг у «Баядеры» и других произведений классиков оперетты был всегда.

А в наше время на фоне наспех состряпанных мюзиклов, идущих под фонограмму в псевдо декорациях с не всегда уместной видеопроекцией, ренессанс ей обеспечен.

Премьера «Баядеры» в «Московской оперетте» прошла при полном аншлаге. Свободных мест в театре не наблюдалось, а галерка восторженно бисировала после каждой арии. Кстати, эту оперетту ставили на советской сцене в 1923 году, но с тех пор она не появлялась на сцене. Сказки о богатых восточных принцах и их избранницах-примадоннах не очень были востребованы у советского зрителя – тогда нужны были другие герои.

2016 год: переполненный театр, занавес открывается и перед нами вновь восточная сказка. Музыка Имре Кальмана, диковинные декорации, мастерство актеров, великолепные костюмы — спектакль в талантливой постановке заслуженной артистки России Инары Гулиевой погружает нас в мир классической оперетты. Хореограф заслуженная артистка России Ирина Корнеева представила нам канкан с элементами акробатики и сложными поддержками. Дирижер спектакля Константин Хватынец дарит нам музыку Кальмана будто сам маэстро слушает его в зале. Павел Иванов в роли индийского принца Раджами и Наталия Мельник в партии Одетты Даримонд заставляют зрителей вместе переживать их судьбу. Весь актерский ансамбль подобран настолько блестяще, что спектакль смотрится на одном дыхании.

Это, наверное, и есть магия театра, а тем более оперетты, цель которой, кстати, вовсе не развлекать, а увлекать свой фантазией, чарующим миром, который за стенами театра далеко не так прекрасен и удивителен, как в блистательной оперетте.

Она родилась в середине XIX века на парижских бульварах в маленьких деревянных театрах, а воцарилась на шикарных сценах мировых театров. Потому, что зритель хочет верить в волшебство.

"Закулисье", 21.02.2016.