100 лет со дня рождения Игоря Сергеевича Барабашева

Сегодня мы вспоминаем выдающегося актера, режиссера и педагога, чье имя навсегда вписано в историю музыкального театра. Игорь Сергеевич Барабашев (1925–2001) — человек, который умел превращать даже самый маленький эпизод в яркое событие, а за кулисами был таким же мудрым и душевным, как на сцене.
Актер: от эпизода — к славе
Окончив ГИТИС в 1956 году, Барабашев пришел в Московский театр оперетты. Он не стремился к главным ролям, но даже в самых скромных персонажах умел находить глубину, лиризм и остроту. Его талант превращал второстепенные роли в запоминающиеся, а зрители уходили из театра, вспоминая именно его героев. Режиссер: создатель спектаклей-праздников С 1964 года он начал ставить спектакли, и его дебют — детская постановка «Не бей девчонок» — сразу показал: в театр пришел настоящий мастер. А дальше были «В ритме сердца», «Свадьба Кречинского», «Неистовый гасконец», «Господа артисты», «Настасья»… Каждая его работа становилась событием. Последней постановкой Барабашева стала «Веселая вдова» Легара — искрометная, изящная, полная жизни, как и сам режиссер.
Педагог: учитель, который верил в каждого
Многие ведущие артисты Московского театра оперетты обязаны ему не только мастерством, но и верой в себя. Он повторял: «Для меня важен не просто актер, а актер – дефис – человек!» - ставя в слове «дефис» ударение на первый слог и в точности повторяя интонацию своего учителя. Наверное, поэтому ему чаще, чем другим режиссерам доводилось вводить молодых, еще «необстрелянных» артистов в их первые роли. Барабашев умел разглядеть талант даже в самых неопытных учениках и терпеливо вел их к успеху.
Человек, который стал эпохой
Он дружил с легендами — Григорием Яроном, Татьяной Бах, Юлием Хмельницким, — но рассказывал о них так просто, будто они и сейчас зайдут в репетиционный зал. Он работал в Чехословакии в 1968-м, когда политика разделяла страны, но сумел подружиться с местными артистами. В Польше его уважительно называли «пан диригент», потому что его спектакли звучали, как музыка его души. Он не гнался за званиями, но стал таким же корифеем, как те, о ком сегодня говорят: «эпоха». Он ушел, не успев поставить мечту — «Фиалку Монмартра», но оставил нам десятки блистательных спектаклей и сотни учеников, которые продолжают его дело.
Игорь Сергеевич Барабашев — человек, без которого невозможно представить оперетту. Таким он и останется в нашей памяти: остроумным, добрым, вдохновенным и вечно живым.
8 июля 2025 года