Заказ билетов
+7 495 925-50-50

Cобытия

Главная / Новости и события / 8 ноября Лилии Яковлевне Амарфий исполнилось бы 65 лет

8 ноября Лилии Яковлевне Амарфий исполнилось бы 65 лет

6-001.jpg Лилия Амарфий… Ее имя  в истории запечатлело телевидение, книги,      фотографии и, конечно же, роли – неповторимые, любимые, не раз заставлявшие зрителей умиленно смахивать слезу, хохотать до коликов и, конечно же, восхищенно аплодировать.

Она приехала из молдавского городка и стала звездой оперетты, за которой ходили толпы поклонников, которую выдвигали на премии и давали звания, приглашали в самые авторитетные жюри и собрания.

Когда в ГИТИСе  ей, записанной в разряд непоющих, дали готовить «Соловья» Алябьева, и она сделала это по высшему разряду, стало ясно, что этой начинающей актрисе будет подвластно все. Она не тратила силы на удовлетворение актерских амбиций, а постоянно стремилась раздвинуть рамки традиционных амплуа в пользу характера персонажа.

 Ее первыми ролями в театре стали нежная и трепетная Виолетта из "Фиалки Монмартра" И.Кальмана, изобретательная и склонная к авантюре Адель из "Летучей мыши" И.Штрауса, непосредственная и озорная Стази из "Сильвы" И.Кальмана, и зрители узнали, что в Москве загорелась новая яркая звездочка, которую, вне сомнения, ждет большое будущее.

В жанре оперетты есть немного актеров, которые могут с одинаковым блеском играть в одном спектакле самые полярные роли. В её репертуаре органично сосуществовали Ванда и Герцогиня из "Великой герцогини Герольштейнской" Ж.Оффенбаха, Анжель и Жюльетта из "Графа Люксембург" Ф.Легара, Сильва и Стази из "Королевы чардаша" И.Кальмана, Арсена и Виолетта из "Да здравствует вальс!" И.Штрауса.

Ей было подвластно умение превосходно сочетать сложнейшие партии в классическом репертуаре с совершенно иной манерой игры и пения в современном мюзикле, требующем от актера совершенно другого освоения и осмысления пространства, музыки, вокала и танца.  

Мисс Само Совершенство!   Звезда первой величины! Она ушла из жизни 28 сентября 2010 года.  Нет и не будет артистки, подобной Лилии Амарфий! Но она навсегда останется эталоном, путеводной звездой, примером для коллег и зрителей!..

Своими воспоминаниями о Лилии Яковлевне  делятся ее коллеги: Пётр Борисенко и Игорь Маклов.


Пётр Борисенко, солист "Московской оперетты".

«Незаменимых людей нет»... Эта фраза прочно вошла в наш обиход и,   пожалуй, часто приходится с ней соглашаться, но только не при упоминании имени Лилии Амарфий. Прошло четыре года после ее смерти, но с каждым днем ощущение ее потери все острее, больнее и невыносимее. Много сказано о том, какая Лилия актриса и певица, я же хочу сказать о потере Человека! Именно так, с большой буквы! Не всегда, к сожалению, большой артист бывает «большим» человеком. Лиля была! Сколько раз мне приходилось наблюдать, как, совершенно измотанная гастролями, нездоровая, озабоченная собственными бытовыми проблемами Лиля по первому зову любого сотрудника театра бросалась на помощь! Звонила, умоляла, требовала, настаивала, решала любую проблему! Приходила совершенно  опустошенная, но довольная тем, что удалось помочь человеку! Будучи по  председателем цехового комитета актеров, она была душой и совестью театра! На заседаниях коллегии она с пеной у рта всегда выступала в поддержку и защиту артистов, помогала нуждающимся не только словом, но и «рублем», умудрялась во время гастролей, буквально «на бегу», прослушать молодых артистов и, если артист заслуживал внимания, рекомендовать его дирекции театра. Так в труппе появился замечательный Александр Каминский. И не только он один..
Лиля была необыкновенно деятельным человеком. Это, к сожалению, не всегда понятно окружающим... «Зачем это тебе надо?» - говорили многие. Ей, например, в пору, когда в театре  шел буквально «мор», когда один за другим уходили из жизни замечательные артисты и сотрудники театра, пришла в голову идея освятить театр! Смерти прекратились... Ей было не все равно, ей было «надо»!
Я много думаю, если бы не было того рокового дня 28 сентября 2010 года, как бы Лиля жила сейчас? Сейчас, в эпоху тотального бескультурья и утраты человеческих ценностей... Думаю, что еще с большим рвением отстаивала она свои принципы, еще громче и звонче звучал ее голос в защиту и поддержку артистов, все неистовей она бы выступала за повышение художественного качества спектаклей, все ярче бы она своим примером показывала молодым артистам, как, несмотря на возраст, можно и нужно самозабвенно отдаваться профессии на сцене и в жизни! А как бы мы все «рванули» ее 65-летие! Эх....Спектакль или бенефис - не важно. Главное, что над всем царила бы она - Лилия Амарфий!

 

Игорь Маклов, балетмейстер, режиссер-постановщик бенефиса Л.Я. Амарфий.

Проработав год в балете на подтанцовке у Лилии Амарфий, я решил, что она неприступная Примадонна. Но однажды мы случайно встретились в метро, она ко мне подошла первой и спросила: «Ведь ты работаешь у нас в балете, как тебя зовут?» Ехать пришлось долго, и Лилия Яковлевна попросила меня рассказать о себе.  Я рассказал о том, что приехал из другого города, учусь, работаю. «А мечта у тебя есть?» Я ответил, что хочу когда-нибудь обзавестись в Москве собственной жилплощадью, и первым делом купить большой холодильник. Мои слова Л.Я. очень развеселили, она сказала, что это мечта всех приезжих голодных студентов. Когда-то это была и ее мечта. С тех пор Л.Я. стала моей «крестной мамой», помогла мне понять сложности «легкого» жанра, в котором я тогда мало что понимал. Она стала приглашать меня в свои проекты, сначала в качестве артиста балета, потом балетмейстера. Л.Я. учила меня не только тонкостям жанра, но еще и общению с антрепренерами. Пригласила в свою антрепризу, мы поехали в большой гастрольный тур, который я считаю самым счастливым в моей жизни. Тут Лилия открылась для меня в другом качестве: я увидел, что она может быть заботливой и предупредительной для всех членов коллектива. Я очень привередлив в еде, например, не люблю сыр, но когда Лилия Яковлевна делала бутерброд с сыром, я ел. Все смеялись, что Маклов ест сыр только из рук Амарфий.
Я не решался  предложить себя в качестве режиссера-постановщика, хотя многие идеи принадлежали мне. Бенефис Амарфий должен быть ставить известный режиссер, но Лилия Яковлевна распорядилась иначе. В результате получился мой первый режиссерский спектакль «Лилия». После этого ко мне  посыпались новые предложения.
Я благодарю судьбу, что тогда, много лет назад, мы оказались с Лилией Яковлевной в одном вагоне метро. Случайная встреча вне театра стала для меня началом нового жизненного этапа. Прошло уже несколько лет после ее ухода, но я всегда думаю о своей «крестной маме», прошу у нее совета и помощи. Лилия Яковлевна, как же мне Вас не хватает!